Как превратить хаос в порядок? Вижу по напуганным глазам, что ты попал в эту ситуацию. Садись удобно и не бзди. Дам тебе пару совершенно бесплатных, но самых полезных уроков руководителя.
著
Урок первый. Если твой коллектив начнет тонуть в негативе — это станет началом конца. Сначала люди начнут работать хуже: сроки начнут срываться, инициативы исчезнут. Потом они вовсе уйдут. Шеф останется на пепелище, недоумевая, где же он допустил ошибку.
Я видел, как это происходит. И, знаешь, вовремя понял, что нытье и недовольство — штука заразная. Когда команда каждый день сосредотачивается на том, что все плохо, вместо того чтобы искать решения, все действительно рушится. Но важно и другое: если ты руководитель, то будь готов смотреть в зеркало. Это с тебя все нахрен начинается.
2
Урок второй — не ной, даже если обосрался. Я осознал, что либо беру ответственность и меняю ход вещей, либо остаюсь частью проблемы. Начал с простого — стал чаще думать о том, что транслирую коллегам. Люди всегда смотрят на начальника. Неважно, говорит он или молчит, они читают его, как открытую книгу. Если руководитель сомневается, выглядит подавленным, просто ведет себя неопределенно или занимается херней на работе — это чувствуется сразу.
3
Руководитель обязан держать себя в руках
Всегда. Даже если внутри хаос, нужно транслировать уверенность. Это не про ложь или притворство. Скорее, про способность объяснить, почему компания делает то, что делает. Чем больше ясности, тем меньше догадок, сплетен и ненужных вопросов. А ясность идет от руководителя. Публично вставить подчиненному — это, кстати, тоже про способность держать себя в руках. Грязная игрушка, но действенная до ужаса. Только не забывай про последствия. Поставив подчиненного на место публично, ты преподашь урок другим, но в лице оскорбленного (а именно так он себя будет ощущать), ты станешь последним куском г***а и его продуктивность в ближайшие месяцы будет равна нулю. Нужны тебе такие уроки?
Я стал больше говорить с командой. Объяснять процессы, делюсь планами, даже если раньше думал, что это «и так понятно». Люди не читают мысли. Им нужна структура, понятные цели. И, главное, они должны верить, что мы знаем, куда идем. Даже если на самом деле это не так. Бывают, правда, в коллективе откровенные идиоты, которые не понимают даже если все объяснить 20 раз… смирись или увольняй. Но признай: ты держишь их из жалости. К сожалению, до них, в силу тупости, это доходит очень долго или никогда.
4
Шутить нужно уметь
Был у меня еще один урок. И он не про производительность или KPI. А про общение. Казалось бы, чем ближе ты к коллективу, тем проще работать. А что сближает лучше шуток? Вот только проблема в том, что слово начальника весит больше, чем ему кажется. Смешная фраза, брошенная между делом, может обернуться катастрофой. Если ее воспримут как некорректную или недружелюбную — это останется с командой надолго. Слова руководителя всегда ретранслируются, раздуваются, искажаются. Поэтому я стараюсь меньше шутить с подчиненными. Кстати, шутки — это лестница на твою шею. Рано или поздно тебя начнут воспринимать за кента, а не за шефа. Если не можешь отказаться от юмора полностью — ищи баланс. Кнут и пряник, помнишь? Сегодня ты был ему лучшим другом, а завтра — прощупай его простату с пристрастием. Я уверен, как шеф ты знаешь, где они косячат — это отрезвляет подчиненных.
5
Руководитель — это фильтр
Я понял одну простую вещь: все, что происходит в компании, так или иначе проходит через руководителя. Мы фильтруем идеи, эмоции, ожидания. То, что мы транслируем в команду, формирует ее состояние. Если хочешь порядка, начни с себя.
Если тебе важно сохранить коллектив, не позволяй негативу отравлять атмосферу. Учи себя показывать уверенность даже там, где ее, кажется, нет. Люди идут за тем, кто знает, чего хочет. И тогда все эти процессы, шутки и даже формальности станут не проблемой, а инструментом.
7
Бонус
Почему 7, а не 6? Потому что так решил шеф. Такую херню обычно даже обсуждать не стоит.
Как себя вести с бывшими коллегами, если ты вдруг стал начальником
Еще один очень маленький, но страшно важный совет. Если вчера ты был штатной единицей, а сегодня тебя назначили руководить твоим же отделом — будет война. Действовать нужно быстро иначе весь твой штат придется обновлять, а это тот еще геморрой. Итак:
- Спровоцируй. Начни грузить своих «бывших друганов»-нынешних подчиненных сильнее, чем прошлый шеф;
- Добейся скандала-бунта и обозначь, что теперь будет по-твоему. «Если есть что сказать, говорите сейчас — я учту, но как только собрание закончится, если кто-то чем-то недоволен — дверь там»;
- Устрой перестановку, даже легкую. Притащи цветок, повесь картину, вытащи стекло из рамы в переговорной, передвинь стол. Что угодно. Ты должен на уровне инстинктов обозначить — теперь тут новый босс;
- Уволь самого ретивого — страх отрезвляет;
- Властвуй. Будь справедлив, поощряй, хвали. Поверь, если ты всегда будешь себя вести как г****н — мотивация твоих сотрудников не сдвинет компанию с мертвой точки. Даже простая похвала иногда работает круче премии.